Смоленск - город герой!
|
|
seviar8095 | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:14 | Сообщение # 1 |
Бывалый бассетист
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
| Первое летописное упоминание под 863 годом. Впервые упомянут в "Повести временных лет". Был построен до возникновения Киевской Руси. Центр славянского племени кривичей. Через Смоленск пролегал великий путь "из варяг в греки". В 1609 году Смоленск выдержал 20-месячную осаду войска польского короля Сигизмунда. В 1812 году сожжён войском Наполеона. История Смоленска уходит корнями в седую старину. Город занимал выгодное географическое положение на берегу Днепра. В "Повести временных лет" Смоленск упоминается под 863 годом в рассказе о походе из Новгорода варяжской дружины князей Аскольда и Дира на Киев. К тому времени Смоленск был уже достаточно крупным городом. Проходя мимо, княжеская дружина не решилась напасть на него, ибо "зане град велик и мног людьми". Смоленск был центром славянского племени кривичей, которые славились как искусные ремесленники и строители. Кривичи владели секретом изготовления сверхпрочного кирпича, и уже в IX столетии часть сооружений в городе была построена из камня. Через город проходил древний торговый путь "из варяг в греки", связывающий Север с Чёрным морем. Смоленск вёл широкую торговлю со странами Запада, а через реки Волжского бассейна с городами Северо-Восточной Руси и странами Востока. Расположенный на перекрёстке дорог, Смоленск мог быстро осваивать достижения науки и культуры зарубежных государств и использовать их. Ещё до образования Киевской Руси Смоленск уже был центром крупного самостоятельного княжества, в состав которого входила часть территории суздальской земли. В 882 году князь Олег "приде к Смоленьску с Кривичи, и прия град, и посади муж свой". Сначала город управлялся наместником киевского князя, но потом в нём стали княжить собственные представители рода Рюрика - основателя Древней Руси. В первой половине XII века Смоленск вновь становится центром независимого княжества. Окружённые с трёх сторон недругами, земли Смоленского княжества часто подвергались нападениям. Но это время было периодом политического возвышения Смоленска. Он не признаёт даже формальной зависимости Киева, не платит дани, здесь укрепляется династия князей Смоленских и утверждается собственная епархия. В конце XII - начале XIII века по размаху строительства Смоленск превосходил все остальные центры Древней Руси. В нём сложилась блестящая, вполне самостоятельная архитектурная школа. Смоленск не был захвачен и разорён во время нашествия орд Батыя, хотя и платил хану дань. Но на пороге стоял другой враг - Литва. Первые вторжения литовцев в смоленские земли случались ещё в конце XII века, а после ослабления Руси монголо-татарским нашествием Смоленск всё чаще подвергается их нападениям. В самом княжестве тоже не было спокойствия: весь XIII век здесь постоянно велась борьба за право княжения в Смоленске. Княжество начало дробиться на уделы, и это очень ослабило его. XIV век не принёс Смоленску мира. Теперь за него вели борьбу Москва и Литва, пытавшиеся объединить под своей властью территорию бывшей Киевской Руси. В 1386 году смоляне потерпели поражение от литовцев на реке Вехри и начали платить дань Литве. Договор они не нарушали, но литовский князь Втовт вновь захватил город и включил его в свои владения, посадив в Смоленске наместника. В 1401 году на реке Ворскле произошло новое сражение между Витовтом и прежним смоленским князем Юрием. Победа была на стороне смолян, которые с радостью открыли ворота законному русскому князю. Но радость была недолгой. Князь Юрий проводил жёсткую политику, а многочисленные расправы над противниками, отличавшиеся особой жестокостью, вынудили горожан принять власть Литвы. В 1404 году Смоленск был без боя сдан Витовту и на сто с лишним лет вошёл в состав Великого княжества Литовского. Только в годы княжения Василия III, в 1514 году, Смоленск опять стал русским городом. Москва очень старалась удержать Смоленск, который и весь XVI век был лакомым куском для Польши и Литвы. Вопрос о городе вставал на всех мирных переговорах, но каждый раз Смоленск удавалось отстоять и сохранить в составе Русского государства. Постоянные угрозы захвата Смоленска заставили московское правительство начать строительство новой каменной крепости. В 1595 году "городовых дел мастеру" Фёдороу Коню было дано царское предписание срочно отпалвляться в Смоленск и приступить там к постройке каменных оборонительных сооружений. Наблюдение за работами было поручено царскому шурину Борису Годунову. Новую крепость строили всем миром. В городе работало несколько кирпичных заводов в других районах России на это время прекратилось каменное строительство, а все каменщики были направлены в Смоленск для работы, которую следовало завершить к окончанию срока перемирия с Речью Посполитой, то есть до 1603 года. Источники рассказывают: "Град же Смоленск совершен бысть при царе Борисе, а делаше его всеми городами Московского государства". Новая крепость, которая фактически охватывала весь город, была закончена и освящена в 1602 году, и уже через несколько лет ей предстояло первое серьёзное испытание. В 1609-1611 годах она выдержала 20-месячную осаду войск польского короля Сигизмунда. Руководил обороной Смоленска воевода Шеин, выдающийся полководец того времени. Лишь в июне 1611 года полякам удалось захватить Смоленск, да и то не без помощи предателя, указавшего на слабое место в обороне. Вновь на несколько десятилетий Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. В 1654 году Смоленск был взят русскими войсками, а навсгеда в состав России он вошёл по Андрусовскому миру в 1667 году. С 1708 года Смоленск становится губернским городом, сохраняя своё важное стратегическое значение. Во время Северной войны через Смоленск пыталась пробиться к Москве шведская армия Карла XII, но была остановлена. В героическом сражении под Смоленском в начале Отечественной войны 1812 года потерпел крах стратегический замысел Наполенона: разгромить порознь русские армии Барклая де Толии и Багратиона в невыгодных для них условиях. У стен древнего города обе армии объединились и ещё несколько дней обороняли Смоленск, отражая все вражеские штурмы и обеспечивая безопасное отступление основных сил. После этого город был оставлен. Разрушенноый и сожжённый фарнцузами Смоленск был освобождён русскими частями в ноябре 1812 года. Очевидцы писали: "В городе не оставалось никаких следов его векового процветания. Наши опечаленные взоры встречали на каждом шагу сгоревшие дома, разрушенные дворцы, поваленные деревья. Словом, город, представлял какой-то жалкий остов". Восстанавливался Смоленск очень медленно. Ещё в 1830 году "всюду встречались следы пепелищ, никем не застроенных и не занятых, всюду виднелись остатки разрушения, которых не могли до сих пор привести в порядок". В начале 1830-х годов начался ремонт смоленской крепостной стены и строительство (или восстановление) жилых домов и административных зданий. В городе появился сад Блонье, ставший любимым местом гулянья. В 1841 году в Смоленске был торжественно открыт памятник героям войны 1812 года, на котором изображён план боёв и указано число воинов, павших в сражениях за город. Постепенно в Смоленске развивались торговля и ремёсла, кроме обычных базаров, начали действовать две ярмарки, стали возникать промышленные предприятия. Развитию торговых связей способствовало появление шоссейных дорог, проходящих через Смоленск, а со второй половины XIX века город стал крупным железнодорожным узлом, где сошлись Московско-Брестская и Риго-Орловская линии. По объёму торговли город вышел на первое место среди городов губернии, в нём действовало 800 торговых заведений. Среди отраслей промышленности основными были кирпичное производство, кожевенное дело и пивоварение. В начале XX века Смоленск представлял собой типичный русский деревянный город с населением в 47 тысяч человек. В городе работали три клуба6 Благородное собрание, Общественное собрание и Военное собрание, несколько библиотек, историко-археологический музей, сеть учебных заведений, несколько лечебниц и амбулатория. История города Смоленска - это история русской воинской славы и доблести. О том, что это город-воин, говорит его герб: "В серебряном щите чёрная пушка с сидящей на ней золотой райской птицей, колёса и лафет пушки золотые".Добавлено (15.05.2010, 23:54) --------------------------------------------- Смоленский вокзал ж.д. вид с переди вид сзади Добавлено (16.05.2010, 00:03) --------------------------------------------- Смоленский Успенский кафедральный собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Начало истории собора связано с именем Владимира Мономаха. В 1101 г. он закладывает каменный Успенский собор в Смоленске. В Ипатьевской летописи под 1101 гл. сообщается, что “в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью”. Мономах начал строить в Смоленске не кофедральный, а большой городской собор; это был единственный каменный храм, обслуживающий культурные нужды стольного города. Под 1150 г. отмечено освещение Успенского собора. К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора, на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. В трагедию падения Смоленска и его захвата Сигизмундом III 3 июня 1611 г. входит и разрушение собора по предположению, взорванного собравшимися в нём горожанами, которые предпочли смерть позорному плену.На гравюре В. Гондиуса 1634 – 1636 г.г. вид собора передаёт некоторые реальные черты. В польских источниках говорится, что собор был “огромен” и “красив”, что вообще весь комплекс архирейского дома был “прекрасно выстроен”. Новый храм был заложен на месте прежнего. Первым строителем был каменных дел подмастерье Алексей Корольков.Собор строился и перстраивался в течение почти 100 лет при епископе Дорофее и Преосвященном Парфении в 1772 году. Автором проекта был архитектор Антон Иванович Шендель.По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие русские храмы крестовокупольный, кубический с трёхчастной апсидой. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XVIII века. При Преосвященном Парфирии архитектором Н. И. Слепцовым была построена в стиле ампир ведущая к собору парадная лестница. Иконостас Успенского Собора занимает особое место среди иконостасов русских соборов 16 – 18 веков. Во-первых, это классический древнерусский пятиярусный иконостас, основы которого были заложены святым Андреем Рублёвым, во-вторых, это типичный бароский иконостас 18 века с присущими ему особенностями, в-третьих, этоиконостас, выполненный украинскими мастерами, и источники его схемы и иконографии надо искать в украинской традиции. По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери — пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые сответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками — окна в два яруса: нижние — с арочным завершением; верхние — круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля — лентами, зубчиками. Собор имеет три портала — входа. Главный, западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами. Убранство барабанов — пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно — собор занимает площадь более 2000 кв.метров. Высота стен четверка — 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых. Добавлено (16.05.2010, 00:08) --------------------------------------------- Построение стены Подготовка к строительству каменной крепости вместо деревянной крепости времен Ивана Грозного началась в 1595 г. В том году князю В.А. Звенигородскому, С.В. Безобразову, дьякам П. Шипилову и Н. Перфирьеву царский указ предписывал спешно выехать в Смоленск, чтобы делать каменный город. Одновременно на это строительство был отправлен крупнейший русский зодчий того времени "городовой мастер" Федор Савельевич Конь, строитель Белого города Москвы, "государев мастер". В их задачу входила заготовка материалов, для чего в казну были отписаны кирпичные сараи и обжигальные печи, где производили кирпич. Сваи для фундаментов крепости делались и доставлялись крестьянами дворцовых сел по повинности, остальные работы производились наемными людьми. Известь жгли в Верховье, белый камень для фундаментов везли из Старицы и Рузы. К весне 1596 года подготовительные работы были закончены, и "ближний великий боярин" Борис Годунов лично приехал в Смоленск и в торжественной обстановке произвел закладку крепости. Вернувшись в Москву, он доложил царю Федору Иоанновичу, что новая крепость будет "ожерельем всей Руси православной". В январе умер Федор Иоаннович, и взошедший на престол Борис Годунов продолжал внимательно следить за постройкой крепости, требуя производить работы с великим тщанием и поспешностью. Такое внимание объяснялось тем, что в январе 1603 года истекал срок 12-летнего перемирия с Польшей и Россия готовилась к новым столкновениям. Даже заключение в 1601 г. нового 20-летнего перемирия не добавило спокойствия - в 1601 г. ушел за литовский рубеж Гришка Отрепьев и объявил себя спасшимся царевичем Дмитрием. Да и Польша не отказалась от своих притязаний на Смоленское и Северское княжества. Еще в 1599 году на стройке вспыхнул бунт из-за тяжелых условий труда. Положение дел осложнял начавшийся голод. В начале XVII века Россия испытала последствия общего похолодания и нарушения погодного цикла. Длительные дожди помешали созреванию хлебов холодным летом 1601 г. Крестьяне сажали незрелые семена и в итоге озимые во многих местах вовсе не взошли, а там, где взошли, их побили морозы. В итоге в 1603 году засевать поля было просто нечем. В одной Москве власти погребли в общих могилах "скудельницах" 120 тысяч человек. Правительство как могло старалось исправить положение. Пыталось сдерживать цены на хлеб на рынках, устраивало раздачи хлеба. В число мер входило и некое подобие "общественных работ" - в их число входила и Смоленская стена. В Смоленск было послано 20000 рублей и было велено предоставить голодающим работу на постройке стены. Для наблюдения за ходом работ был прислан особый смотритель - князь С.И. Долгоруков. Плата работающим была увеличена до 16 копеек в день, но эту прибавку быстро съело подорожание хлеба. Тем не менее работа быстро продвигалась к завершению. На строительстве стены трудилось до 6 тысяч человек, не только смолян, но и жителей других городов. В 1600 году кладку стен в восточной части вели даже глубокой осенью, чего раньше не делали. Этот участок потом оказался самым слабым, что помогло Сигизмунду III. Именно через этот участок поляки ворвались в город после 20-месячной осады. В основном крепостная стена была закончена в 1600 году, но до 1602 года продолжались мелкие работы. В этом (1602) году стена была освящена. Ко дню освящения Борис Годунов прислал в Смоленск образ Смоленской Богоматери, писанный художником Посником Ростовцем за 2 р. денег и сукно в 2 р. Этот образ был поставлен в нише над Днепровскими воротами и считался чудотворным. Архитектурные и технические особенности Протяженность стены составляла в момент ее постройки около 6.4 км. (примерно на 3 км короче стен Белого города в Москве, также построенного Федором Конем). В состав крепости входило 38 башен, расположенных на расстоянии 150-160 м друг от друга. Основание смоленской стены состоит из дубовых свай, забитых в дно специально вырытого котлована. На берегу Днепра они вбивались рядами, а пространство между ними заполнялось утрамбованной землей. Затем в утрамбованную землю вбивались новые сваи, поверх которых клались толстые продольные и поперечные, врубленные друг в друга бревна. Клетки между продольными и поперечными бревнами заполнялись землей и щебнем. В других местах, например, в южной нагорной части Смоленска или же на холмах восточной части города, стена могла быть поставлена прямо на материк. Фундамент стены довольно широкий, сильно суживающийся кверху, сложен из больших белокаменных блоков. По отношению к стенам блоки верхнего уступа выдвинуты вперед на 7 см, а находящегося под ним - на 13 см. Внизу стена сложена из правильных, хорошо отесанных прямоугольных блоков белого камня длиной от 21 до 92 см и высотой от 20 до 34 см, количество рядов блоков от 3 до 20. Вверху - из хорошо обожженного кирпича, средние размеры которого 31 х 15 х 6 см. Вес кирпича в сухом состоянии 6,5 - 7,5 кг. Техника кладки полубутовая; она состоит как бы из двух вертикальных стенок, пространство между которыми заполнено бутом. Наружные стенки сложены из нескольких рядов кирпича, кладка лицевых рядов крестовая с плотными швами известкового раствора. Ряды кирпича, как правило, горизонтальные, но в северо-восточной части, где стена круто спускается к Днепру, они наклонны и как бы повторяют рельеф местности. Забутовка пространства между стенками состоит из околов белого камня, залитых известковым раствором. Местами в забутовке видны вкрапления из булыжных камней, каменных ядер и кирпичного боя. До верха стены бут не доходит, так как ближе к боевому ходу она сплошь выложена из кирпича. Ширина стены от 5,2 до 6 м, высота 13 - 19 м вместе с зубцами. Различия, по-видимому, зависят от характера мест расположения прясел. Снаружи плоскость стены совершенно отвесна и только внизу она имеет слегка уширенный цоколь, ограниченный сверху белокаменным, полукруглым в разрезе валиком, который, выступая наружу на 10 см, переходит на башни и охватывает крепость по всему периметру. Цоколь имеет "прокладку" из трех, пяти, а местами и десяти горизонтальных рядов кирпича, расположенных между белокаменной кладкой и валиком. Эта "прокладка" четко выявляет валик, подчеркивая его горизонтальность, огромную протяженность и непрерывность. Чтобы пропустить воду многочисленных ручьев, сбегавших по балкам и оврагам к Днепру, Федор Конь сделал в северной части стены специальные трубы. Это было важным инженерным решением, освобождавшим город от излишков ключевой воды и предотвращавших тем самым разрушение береговой стены. Трубы закрывались железными решетками, не дававшими возможности проникнуть в город вражеским лазутчикам. Тыльная сторона стены расчленена арками, которые представляют собой как бы плоские, заглубленные в стену ниши. Одни из арок глухие, другие снабжены боевыми камерами. Как правило, между арками с камерами находятся по две глухие арки. Камеры арок довольно большие, сводчатые и весьма высокие. В плане они имеют квадратную форму (213 х 213 см) и снабжены глубокими (74 см) нишами. В торцовых стенках ниш камер находится подошвенный бой стены. Он состоит из небольших, расширяющихся внутрь печур и довольно узких, суживающихся наружу бойниц. Расстояние между внешними краями щек бойниц не превышает 20 см (городовой наряд подошвенного боя укомплектовывался орудиями мелких калибров). Снаружи арочные отверстия бойниц расположены непосредственно под валиком цоколя и по краям обведены двойными прямоугольными рамками из тесанного кирпича, напоминающими оконные наличники. Некоторые глухие арки снабжены пролазами ("калитками", "форточками"). Они предназначались для удобства сообщения жителей города с окрестностями и в случае необходимости могли быть полностью заложены. Важной особенностью смоленской стены является второй, средний, ярус боя, расположенный в центре стены между валиком цоколя и зубцами. Как и у подошвы, он размещен в довольно просторных сводчатых камерах, выложенных в толще кладки. В плане эти камеры не только прямоугольные, но и трапециевидные. В сторону пространства крепости они открываются довольно широкими арочными проемами, размещенными в устоях арок. Между устоями с проемами находятся обычно по два сплошных устоя. Отсутствие следов каких-либо дополнительных устройств рядом в стенах позволяет утверждать, что в эти камеры поднимались по приставным деревянным лестницам. Боевые отверстия камер среднего боя, так же как и камер подошвенного боя, состоят из бойниц и расширяющихся внутрь печур и имеют снаружи двойное рамочное обрамление из тесанного кирпича. Однако здесь рамки снабжены треугольными фронтончиками, которых нет у подошвенного боя. Благодаря им оформление бойниц еще больше сближается с наличниками окон гражданских и церковных зданий. В толще стен у воротных башен Федор Конь выложил также узкие сводчатые лестницы. Ширина боевой площадки смоленской стены 4 - 4,5 м. (По преданию Борис Годунов говорил, что по ней можно проехать на тройке) Поверхность боевой площадки имела кирпичную выстилку, местами сохранившуюся и теперь под слоем дерна. С наружной стороны боевая площадка ограждена зубцами. Как правило, глухие зубцы чередуются с боевыми. Промежутки между зубцами имеют низкое заполнение, прикрывавшее воинов, стрелявших с колена. Бойницы зубцов трапециевидные, суживающиеся наружу. С лицевой стороны их размер около 17 см, изнутри - 34 см. Сверху бойницы зубцов перекрыты напуском кирпичной кладки. Высота зубцов "сажень", а "меж зубцов простого места от зубца до зубца по пол аршина и по десяти вершков". Зубцы в основном оканчиваются "ласточкиным хвостом", но на некоторых пряслах они ровные. На внутренней кромке боевого хода стояли столбы, служившие опорой для прогонов кровли и стояками для деревянных тетив ограждения. Сейчас столбы сохранились только на участке со стороны днепровского берега. В плане они квадратные, сечением 64 на 64 см ( 2 х 2 кирпича). Друг от друга столбы отстоят на 2,8 - 2,9 м. Одни из них опираются на шелыги арок тыльной части стены, а другие - на их пилоны. Стены и башни были покрыты тесом, судя по следам на боковой стене одной из башен, стропила стояли с наклоном примерно в 40 градусов, а кровля была двухскатной. Основываясь на иконографических материалах и данных натурного исследования И.М. Хозеров в 20-х годах XX века установил, что первоначально Смоленская крепость имела по кирпичной кладке известковую побелку и раскраску. Хозеров установил, что кирпичная "прокладка" ее цоколя была гладко затерта известковым раствором, скрывавшим швы кладки, и забелена известью, причем в верхней части затирка была покрыта мумией и разграфлена белилами на три (в одном месте на четыре) ряда кирпичей, имитировавших структуру кладки. Мумией были окрашены также декоративные рамочные обрамления бойниц башен и прясел стены. Ленты такой же окраски опоясывали и средние части некоторых башен. Сохранившиеся башни Волкова (Семеновская, Стрелка) Костыревская (Красная) Веселуха (Лучинская) Позднякова (Роговка) Орёл Авраамиевские ворота Заалтарная (Белуха) Воронина Долгочевская (Шембелева) Зимбулка Никольские ворота (Ельнинские ворота) Моховая Донец Громовая (Тупинская) Бублейка Копытенские ворота (Копытенские ворота) Днепровские ворота [править] Несохранившиеся башни Антифонская Богославская Иверовская (Верженова) Водяные ворота (Воскресенские ворота) Грановитая, Смоленск Гуркина Фроловская Евстафьевская (Брикарева) Кассандаловская (Козодавлевская, Артишевская) Круглая №11 Круглая №13 Крылошевские ворота Лазаревские ворота (Черепановская) Молоховские ворота (Молоховские ворота) Никольская, Смоленск (Микулинская) Пятницкие ворота Стефанская Коломинская (Шейнова) Городецкая (Семеновская) Четырехугольная №8 Четырехугольная №12 Четырехугольная №19 Добавлено (16.05.2010, 00:12) --------------------------------------------- Добавлено (16.05.2010, 00:14) --------------------------------------------- Это наш вечный огонь.
"...обычно собак ненавидят те люди, у которых сформировался комплекс неполноценности перед их преданностью, честностью и готовностью к самопожертвованию..."
|
|
| |
Svarta | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:15 | Сообщение # 2 |
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Статус: Offline
| Quote (seviar8095) Борис Годунов прислал в Смоленск образ Смоленской Богоматери, писанный художником Посником Ростовцем за 2 р. денег и сукно в 2 р. Этот образ был поставлен в нише над Днепровскими воротами и считался чудотворным. Эта икона сохранилась до наших дней ?
Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .
ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
|
|
| |
seviar8095 | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:24 | Сообщение # 3 |
Бывалый бассетист
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
| Одним из интереснейших архитектурных памятников Смоленска является католический костел, вносящий заметное разнообразие в облик города. Готическая суровость, стрельчатые окна, устремленные ввысь формы костела завораживают. Вокруг костела расположено польское католическое кладбище, что придает месту еще большую строгость и торжественность. Сейчас, к сожалению, костел закрыт для верующих, так как внутри располагается смоленский архив. Добавлено (16.05.2010, 00:19) --------------------------------------------- О первых четырехстах с лишним годах существования храма (до начала XVII века) сведений практически нет. В местной литературе получила хождение версия, что храм был построен на княжеском тетеревнике. Эта догадка была основана на ошибочном понимании Уставной грамоты князя Ростислава. Там говорится, что князь дал епископам "из двора своего... на горе огород с капустником и з женою и з детми, за рекою тетеревник с женою и детьми". Раппопорт и Воронин считают, что здесь речь идет о егере, а не о территории. Однако, продолжают они, это указание ясно свидетельствует о том, что за Днепром находился княжеский охотничий заповедник, где мог быть и загородный княжий двор с церковью. Кроме того, в основании культурного слоя под храмом прослеживался слой с характерными "городскими" находками - возможный след размещения здесь княжеской усадьбы. Тип церкви Петра и Павла характерен для так называемых "вотчинных" храмов; примечательно, что под хорами были заблаговременно устроены аркосолии для погребения членов княжеской семьи. Кроме того, надо отметить, что практически двойник Петропавловской церкви - храм Иоанна Богослова - находился, по-видимому, на дворе Ростиславова сына Романа. По всей видимости, храм довольно скоро (к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться "за мир, зовомый Петровского ста". Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла. Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись была сделана на высоте 1.8 м от пола, по всей видимости, сидевшим или коленопреклоненным человеком, очень грамотным в письме. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как "Господи помози рабу своему Василию внуку" и предполагал как автограф строителя храма Ростислава. Но Воронин и Раппопорт в книге "Смоленское зодчество" читают надпись как "Господи, помози рабу своему Василиеви Усову" и считают что ее автор принадлежал к "Петровскому ста". По-видимому, с переходом храма к горожанам были связаны и пристройки к нему, с дополнительными аркосолиями (см ниже) На плане Гондиуса облик храма был передан превратно - небольшой по площади храм без алтарных апсид с тремя ярусами маленьких окон и колючей луковичной главой на граненом барабане. Никаких пристроек здание не имеет; оно окружено земляными укреплениями 17 века в виде четырехконечной звезды. С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. Вход в его нижний этаж был сделан новый в южной трети западной стены. После возврата Смоленска в 1654 году России униатская база у церкви была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса была построена красивая шатровая колокольня с двумя раскидистыми лестницами. В следующем столетии над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью Варвары. Пол храма был поднят над древним уровнем до пола нижнего этажа дворца. Внутри, в целях увеличения пространства храма были обтесаны в нижней части столбы и лопатки, причем западная часть столбов приобрела овальную форму, вводившую в заблуждение некоторых исследователей (см. Некрасов А. И. Очерки по истории древнерусского зодчества 11-18 вв. М. 1936), а восточная пара лишилась своих боковых крестов. Вместо древних окон появились два яруса больших, широких, обрамленных наличниками из фигурного кирпича, аналогичных обрамлению дворцовых окон. Были срублены полуколонны фасадных лопаток, противоречащие плоским членениям фасадов дворца и полностью заложены древние порталы. Возможно, тогда же была устроена вторившая дворцовой двускатной кровле четырехскатная крыша. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского (разобранный в 1880 году из-за намокания северной стены церкви). В 1812 году храм сильно пострадал от пожара. Пламя было таким сильным, что поплавились колокола. Часть имущества храма (деньги и утварь) было вынесена из огня священником Рязанского пехотного полка И. Зубовским, который до выступления части за границу возил ее с собой. Деньги были возвращены в храм в 1813 году, утварь разыскана и возвращена в 1816 г. Но само здание храма постепенно востанавливалось до 1837 г. Во время очередного ремонта в 1812 году была разобрана древняя глава, замененная новой; по счастью под кровлей уцелели основание первоначального барабана редкой 12-гранной формы с 12 узкими окнами. В этом неузнаваемо искаженном виде памятник долго не привлекал внимания исследователей, хотя в восточной части стены превосходно сохранились два первоначальных окна и даже часть арочного пояска в основании закомары, что вместе с другими чертами свидетельствовало о сохранении древней основы. При ремонте 1894-1895 годов стены всего храма снаружи были перетерты и окрашены, что еще больше объединило древнее здание с более поздними пристройками. Постройка железной дороги привело на первых порах к увеличению прихожан и, соответственно, к увеличению доходов храма, но потом стало сказываться то, что здание оказалось отрезанным железнодорожными путями от места проживания большого количества прихожан и те, после постройки новых церквей переставали посещать Петропавловскую церковь. В 1909 г. Покрышкин во время ремонта храма установил, что пол храма был сильно поднят против первоначального, а в нижней части его стен были ниши (погребальные аркосолии). После октябрьской революции здание храма было передано в ведение музея и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме св. Варвары. Но в 1936 г. и это храм был закрыт, а здание передано под архив. Последние служители были репрессированы по делу архиепископа Серафима (Остроумова), который обвинялся в создании и руководстве контрреволюционной группой и высланы в Казахстан. Известна по воспоминаниям сына участь настоятеля храма о. Иоанна Соколова , который 13 ноября 1937 г. был снова арестован. 25 ноября 1937 г., через 12 дней после ареста в г. Семипалатинске, был вынесен приговор тройки НКВД к расстрелу и через три дня приговор привели к исполнению. В 1924-1928 годах в связи с предполагавшейся реставрацией были проведены исследования. (см. записки Хозерова). но реставрация тогда не состоялась. Она была осуществлена Петром Дмитриевичем Барановским только в 1962-1963 гг. к празднованию 1100-летия основания Смоленска. Удалили третий этаж палат, отделили от них древний Храм Петра и Павла и вернули ему первоначальный облик. Увы, чертежей и подробного описания этой интересной работы нет. Есть только научно-популярная статья П. Д. Барановского в смоленской газете "Рабочий путь". В 1965-1966 гг. раскопки в храме велись Смоленской археологической экспедицией. Добавлено (16.05.2010, 00:20) ---------------------------------------------
Quote (Svarta) Эта икона сохранилась до наших дней ? По данным официальных источников нет, к сожалению....Добавлено (16.05.2010, 00:24) --------------------------------------------- продолжение следует............
"...обычно собак ненавидят те люди, у которых сформировался комплекс неполноценности перед их преданностью, честностью и готовностью к самопожертвованию..."
|
|
| |
Svarta | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:29 | Сообщение # 4 |
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Статус: Offline
| Quote (seviar8095) нет, к сожалению....
Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .
ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
|
|
| |
seviar8095 | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:30 | Сообщение # 5 |
Бывалый бассетист
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
| образ Смоленской Богоматери, писанный художником Посником Ростовцем
"...обычно собак ненавидят те люди, у которых сформировался комплекс неполноценности перед их преданностью, честностью и готовностью к самопожертвованию..."
|
|
| |
Svarta | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:31 | Сообщение # 6 |
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Статус: Offline
| seviar8095, Юль , спасибо . Это копия ?
Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .
ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
|
|
| |
seviar8095 | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:32 | Сообщение # 7 |
Бывалый бассетист
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
| Quote (Svarta) Это копия ? нет. это одна из 6 сохраненных фото её.
"...обычно собак ненавидят те люди, у которых сформировался комплекс неполноценности перед их преданностью, честностью и готовностью к самопожертвованию..."
|
|
| |
Svarta | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 00:34 | Сообщение # 8 |
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Статус: Offline
| seviar8095, Очень хорошие фото , и город красивый . И раньше хотела к вам приехать а теперь еще больше хочу . Надеюсь еще продолжение будет рассказа .
Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .
ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
|
|
| |
|