ФОРУМ О БАССЕТАХ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Специализированная литература » Зоопсихология » Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:06 | Сообщение # 1
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

В основании теории оперантного обусловливания Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий - стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера, в большинстве случаев) поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.

В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый "ящик Скиннера" см ниже .) и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее - получала желаемое.

Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса* см ниже ) такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания( см ниже ), приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.

Но сама по себе исследовательская активность ничего не дает - она лишь увеличивает шансы встретить те или иные последствия. То, каким образом видоизменяется поведение, зависит в первую очередь от характера последствий - от того, будут эти последствия приятными или неприятными. Приятные последствия Скиннера называл "подкреплением"(см ниже ).

Экспериментируя с разными типами подкрепления, Скиннер вывел одну бесспорную и всегда воспроизводимую закономерность: образцы поведения (операнты), вслед за которыми следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Крыса чаще нажимает на педаль, если непосредственно вслед за этим действием она получает кусочек пищи.

Голубь, помещенный в клетку, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть в него. Но если сразу вслед за этим он получит пищу - зернышко, то этот оперант (действие в расчете на успех) будет чаще встречаться в будущем. Человек, которого вкусно накормят в одном из ресторанов города, будет чаще ходить в этот ресторан, даже если он довольно далеко расположен от дома. Эту закономерность Скиннер назвал "законом выгоды (приобретения)"(см ниже ), иногда его еще называют первым законом оперантного научения.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:08 | Сообщение # 2
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Закон приобретения означал для Скиннера и его последователей следующее: если перед терапевтом или учителем встает задача сформировать новые привычки, новые образцы поведения, то единственный способ, который дает предсказуемые и надежные результаты, состоит в том, что мы специально создаем позитивные последствия для так называемого "целевого" поведения, т.е. поведения, с которым мы бы хотели чаще встречаться впредь.

Подкрепляя это поведение, мы обязательно добьемся своего: это поведение будет встречаться чаще.

Логичным кажется и другой способ модификации поведения. Многие предполагают, что поведение, которое наказывается, штрафуется, т.е. ведет к последствиям, для индивида неприятным, должно исчезнуть. Этому выводу, однако, Скиннер не нашел подтверждения. С его точки зрения, наказание(см ниже ) - довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Конечно, человек (или любое другое живое существо) склонен избегать неприятных событий. Это - факт. Однако предсказать, к чему приведут его поиски альтернативных форм поведения - практически невозможно, если только не оказывать ему помощь - не продемонстрировать в явной форме образцы поведения, которые позволят наказания избежать.
И здесь Скиннер еще раз напоминал о том, что предотвращение негативных последствий само вызывает позитивные последствия, т.е. само является подкреплением. И эту форму подкрепления, конечно, можно использовать.

Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование - то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения и (как мы увидим далее) - к состоянию выученной беспомощности.

>> Б.Ф. Скиннер


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:09 | Сообщение # 3
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Ящик Скиннера

Приспособление для исследования закономерностей оперантной активности живых существ (первоначально - лаболаторных крыс, затем - голубей, разработанное Б.Ф.Скиннером.

Представляет собой пустой ящик, оснащенный педалью, нажатие на которой приводит к подаче кусочка пищи или иному подкреплению.

Скиннер в ладоратории. Классический ящик Скиннера позже был оснащен различными электронными приборами.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:10 | Сообщение # 4
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Условный рефлекс -

приобретенный и непостоянный во времени способ реагирования организма в ответ на условный стимул реакцией, сходной с безусловной. Приобретается в результате неоднократного сочетания первоначально нейтрального (условного) стимула или стимулов с безусловным. В результате живой организм научается реагировать определенным образом на первоначально нейтральные стимулы (условия), в которых им ранее реализовывывались врожденные, безусловные реакции.

Например, в экспериментах И.П.Павлова собаку приучали реагировать выделением слюны на звук звоночка.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:13 | Сообщение # 5
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Классическое обусловливание -

процесс формирования связи между первоначально нейтральными стимулами и моторной частью безусловного рефлекса (безусловной реакцией), возникающей при сочетании во времени условного и безусловного стимула, в результате которого этот (условный) стимул начинает вызывать реакцию, аналогичную той, что ранее автоматически (безусловно) вызывалась иным (безусловным) стимулом. Частный случай общего понятия «обусловливание».


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:13 | Сообщение # 6
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Подкрепление -

приятные для живого существа изменения в окружающей среде, возникающие вслед за теми или иными его действиями. Обычным следствием подкрепления является повышение частоты действий, ему предшествующих.

То, приобретают ли те или иные последствия характер подкрепления, зависит от потребностей и предпочтений конкретного живого организма. Одно и то же событие (например, молчание партнера) может стать и подкреплением и наказанием.

Психологи различают позитивное и негативное подкрепление. Позитивным подкреплением называют любые последствия того или иного поведения, которые удовлетворяют потребности человека или другого живого существа и вызывают позитивные эмоции. Негативным подкреплением являются последствия, свидетельствующие о том, что штрафа или неприятных последствий удалось избежать.

Любое подкрепление базируется на удовлетворении тех или иных потребностей. Поскольку структура этих потребностей достаточно сложна, то и перечислить все возможные виды подкрепления едва ли представляется возможным. Лишь по очень формальным критериям можно выделить материальные, социальные, поведенческие и символические подкрепления.

Материальными подкреплениями считают те, которые так или иначе состоят из определенных материалов, являются вещественными. Это могут быть деньги, сладости, цветы, подарки и т.д.

Социальные подкрепления так или иначе базируются на межличностных контактах. Социальным подкреплением может быть похвала, внимательное слушание, улыбка, подчеркивание статуса партнера.

Поведенческое подкрепление состоит в том, что вслед за определенным целевым поведением следует разрешение (возможность) заняться тем, что доставляет удовольствие (например, ребенку разрешают погулять во дворе или посмотреть телевизор).

Символическое подкрепление само по себе не имеет никакого значения, но служит символом иных событий, которые являются подкреплением. Так, например, на многих сайтах в Интернете создается система набора "очков" или "монеток", которые далее при определенных обстоятельствах могут быть конвертированы в деньги или иные блага.

Даже этот беглый обзор различных видов, типов и режимов подкрепления показывает, что принципиально существует множество возможностей подкрепления, которые полностью используются довольно редко. Еще реже подкрепление используется целенаправленно.

К сожалению, в воспитательной и терапевтической практике нормированным и привычным является использование именно наказания (или штрафа) в целях формирования нового поведения. Из теории Скиннера ясно, что этот путь дает менее надежные результаты, чем можно было бы получить с использованием целенаправленного дифференциального подкрепления.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:17 | Сообщение # 7
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Закон выгоды (приобретения) -

образцы и способы поведения, которые приводят к приятным для индивида последствиям (к подкреплению), в будущем встречаются чаще.

Синонимы: закон оперантного обусловливания.

Наказание (штраф) -

неприятные или угрожающие жизнедеятельности живого организма последствия тех или иных его действий.

Различают позитивное наказание - возникновение угрожающих или опасных событий вслед за теми или иными действиями живого организма, и негативное наказание - лишение подкрепления.

Далее, в зависимости от характера связанной с наказанием потребности, можно выделить те же типы наказания, что и в отношении подкрепления.

Наказание (штраф) ведет к трудно контролируемым последствиям и поэтому лишь с большими ограничениями может использоваться в терапевтических целях. Особенно большие дискуссии в литературе ведутся относительно роли и места телесных наказаний - т.е. тех, которые связаны с болезненными ощущениями клиента.

Это легко можно объяснить тем, что боль всегда связана со страхом и этот страх может стать условным (аверсивным) стимулом, сопровождающим процесс терапии. Вряд ли кто-либо из терапевтов сочтет успехом формирование обусловленной реакции страха перед психотерапевтическими действиями. В действительности наказание не приводит к полному исчезновению нежелательного поведения - оно лишь до поры до времени подавляет его. Если же вероятность получить наказание исчезнет, то нежелательное поведение будет возникать вновь и вновь, особенно если оно случайно получит какое-либо подкрепление.

Лишь при определенных условиях и в рамках специальных терапевтических процедур наказание и болевые стимулы могут иметь терапевтическое значение.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:21 | Сообщение # 8
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Режим подкрепления

В ходе проверки закона приобретения (основного закона оперантного обусловливания) важной оказалась еще одна характеристика подкрепления - его режим, то есть определенный порядок, в соответствии с которым чередуется подкрепление.

В зависимости от временных параметров Скиннер различает систематическое и несистематическое подкрепление.
Первое имеет место тогда, когда позитивные последствия возникают в соответствии с некоторой закономерностью, например, через фиксированные промежутки времени, с фиксированной частотой или просто каждый раз следуют за определенным поведением (постоянное подкрепление).

Систематическое подкрепление с фиксированным промежутком времени возникает тогда, когда подкрепление (например, пища или зарплата) выдается через одинаковые промежутки времени. Этот тип подкрепления оказался не самым лучшим. Более того, по мере увеличения промежутка времени между подкреплениями его влияние уменьшалось - т.е., чем реже выдается пища или зарплата, тем реже проявляется обусловленное поведение.

В случае систематического подкрепления с фиксированной частотой подкрепление дается не по истечении определенного промежутка времени, а после того, как целевое поведение повторится некоторое число раз. Скиннер обнаружил, что при этой схеме подкрепления (напоминающей сдельную оплату труда) целевое поведение повторяется значительно чаще и интенсивней.

Но наиболее стабильные результаты были достигнуты при несистематическом подкреплении, то есть тогда, когда подкрепление происходило в случайном порядке - через разные промежутки времени и вне всякой связи с частотой целевого поведения. Дельфины, например, которые получали не систематическое подкрепление (пищу), демонстрировали целевое поведение (заплывали в определенный угол бассейна) значительно дольше тех дельфинов, у которых подкрепляли каждую целевую реакцию, а затем резко прекратили подкрепление.

В этом факте многие видят объяснение поведению азартных игроков, которые продолжают делать ставки лишь в надежде получить подкрепление (которое в прошлом происходило случайно и через разные промежутки времени). Азартная игра, вероятно, сразу бы прекратилась в случае прекращения систематических выдач денежных выигрышей.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:21 | Сообщение # 9
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Поэтапное (дифференцированное) подкрепление

Еще одна закономерность, подмеченная Скиннером, крайне важна для терапевтической практики. Изучая формирование вербального поведения, Скиннер обратил внимание на важность подкрепления отдельных шагов, лишь отдаленно напоминающих целевое поведение.

В своей книге "Вербальное поведение" (Skinner, 1957) Скиннер пишет, что практически все родители сначала ведут себя как первоклассные бихевиористы - они не ждут от ребенка правильно построенных в лексическом и грамматическом отношении фраз - они подкрепляют те звуки ребенка, которые лишь приблизительно напоминают грамотную речь. Ребенок произносит звук, лишь отдаленно напоминающий фразу "Мама, я хочу с тобой поиграть", но вслед за этим следует не штраф, а подкрепление - появляется мама, она улыбается, обнимает ребенка, дает ему сладости. Постепенно речь ребенка улучшается и усвоение правил грамматики происходит как бы само собой.

Затем, правда, родители часто увлекаются более жесткими и суровыми мерами воспитательного воздействия - начинают использовать наказание, и процесс формирования новых навыков стремительно замедляется и выходит из-под контроля.

Вот как Скиннер иллюстрирует использование поэтапного подкрепления на примере дрессировки животных. Как-то с сотрудниками Скиннер решил научить голубя игре в кегли. Для голубя оборудовали маленький кегельбан, но подкреплять оказалось нечего - голубь никак не хотел катить шар в направлении кеглей. Тогда решено было подкреплять любой удар по шару, а когда голубь это освоил, дифференцированно подкреплять только удары в направлении кеглей. Постепенно, последовательно подкрепляя наиболее удачные удары, удалось добиться от голубя довольно сносной игры.

В другом эксперименте в ходе последовательного подкрепления приближения к целевому поведению удалось научить белую крысу тянуть за нитку, чтобы достать шарик с полки, брать шарик передними лапками, относить его на другой конец клетки к специальным трубкам, поднимать шарик и опускать его в ту из них, которая была самой длинной.

Процесс обучения сложным навыкам поведения с использованием поэтапного подкрепления называют последовательным приближением.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:22 | Сообщение # 10
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Практическое применение теории оперантного научения

Теория и выводы Скиннера получили практическое применение в педагогике, бизнесе и медицине. Наиболее известным в России практическим применением законов оперантного обусловливания можно считать программированное обучение. Суть этого способа обучения сводится к применению принципов последовательного приближения и подкрепления к процессу обучения. Именно учитель, автор программы, а не ученик, становится ответственным за успех обучения.

Материал учебника был составляется таким образом, что предусматривает возможность разным образом, переходя на разные страницы или пункты программы и затрачивая различное время, все же придти к конечному результату.

Подготовленные ученики, способные учиться быстро - быстро осваивают материал, те же, кому требуется значительное время и подробные объяснения, получают и то и другое, причем вне зависимости от скорости обучения - каждый получает немедленное подкрепление, подтверждение своего успеха (или помощь в виде новых материалов и текстов).

Не останавливаясь подробно на содержании программированного обучения (см. Талызина, 1969, 1975), отметим лишь некоторые принципы, общие для него и поведенческой психотерапии:

1. Скорость обучения и план "последовательного приближения" к целевому поведению строго индивидуальны для каждого человека.

2. Именно терапевт, который ставит задачи и планирует режим подкрепления, в конечном счете отвечает за успех терапии.

3. Терапевтические (учебные) мероприятия планируются так, что более сложные задачи ставятся после того, как выполнение предшествующего задания привело к очевидному успеху.

4. Программа постоянно пересматривается и корректируется в зависимости от успехов клиента.

В сфере менеджмента идеи Скиннера нашли выражение в планировании и последовательном осуществлении в организациях "среды моментального подкрепления" ценных для организации действий (см. Питерс и Уотермен, 1986).

В рекламной практике широко используют принцип небольших подарков и накопленных бонусов.

Правоохранительные органы все чаще штрафы заменяют либо системой подкреплений, либо предоставляют провинившемуся на выбор возможность заплатить штраф или принять участие в тренинге, который его научит альтернативным формам поведения.
Но наиболее радикальные изменения идеи Скиннера произвели в психотерапии, заложив основу совершенно новой ее ветви - терапии и модификации поведения.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:23 | Сообщение # 11
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Поведенческая психотерапия -

-любая форма основанного на экспериментальных данных и контролируемого обучения новым, более эффективным и здоровым способам поведения, изменения (модификации) или устранения доставляющих страдания, болезненных форм поведения.

Синонимы: терапия поведения, бихевиоральная терапия, уловно-рефлекторная терапия.

Последовательное приближение -

принцип формирования сложных комплексных навыков, в соответствии с которым навык разбивается на маленькие завершенные действия таким образом, что следующее действие базируется на выполнении предыдущего. Далее подкрепляются последовательно все более сложные действия.

Синонимы: поэтапное приближение.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:31 | Сообщение # 12
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Ограничения теории оперантного научения

В теории оперантного научения Скиннера остался ряд невыясненных моментов, которые ограничивали ее всестороннее использование и не давали ответов на ряд вопросов, возникающих в психотерапевтической практике.

Некоторые сомнения вызывало (и продолжает вызывать) утверждение о том, что наказание ведет к непредсказуемым последствиям. Ведь совершенно очевидно, что сильный штраф быстро устраняет нежелательное поведение. Если ребенок лезет гвоздем в розетку, то громкий окрик на некоторое время прекратит это интересное занятие.

Большинство людей совершенно очевидно перестают делать то, что вызывает неприятные последствия. Идея Скиннера о том, что в данном случае мы имеем дело с негативным подкреплением - т.е., человеку приятным становится отсутствие наказания, и он начинает чаще делать (или не делать) то, что позволяет избежать наказания, лишь частично объясняет реальность.

Еще одно "темное пятно" в теории Скиннера, которое довольно скоро стало очевидным для психологов и психотерапевтов, состоит в том, что из нее не понятно, как появляются абсолютно новые формы поведения.

Из теории следовало, что позитивное, новое, здоровое поведение должно подкрепляться, и лучше, если это подкрепление не систематично и не отсрочено. Этот достаточно надежный принцип применим к простым навыкам, вероятность спонтанного появления которых достаточно высока.

Если же речь идет о сложных навыках (например, решение математических задач), то достаточно долго вероятно, придется держать наготове подкрепление, прежде чем в результате спонтанной поисковой активности будет найден способ их решения. Иными словами, не очень понятно, как подтолкнуть человека к тем образцам поведения, которые следует подкреплять и относительно которых он не имеет никакого представления.

Ответы на эти вопросы были найдены другими психологами поведенческого направления.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 27.09.2010, 20:37 | Сообщение # 13
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Модификация поведения -

система мероприятий по изменению привычного поведенческого репертуара и способов поведения в целях психологической коррекции или повышения личной эффективности человека с использованием положительного подкрепления.

Отказ от анализа скрытых причин тех или иных нарушений в поведении человека и требование фиксации объективных, явно выраженных и наблюдаемых особенностей поведения привели к тому, что именно нарушения поведения стали считаться фактом, требующим коррекции. Болезненные переживания по поводу неспособности вести себя или чувствовать себя определенным образом оказалось возможным устранить в процессе обучения. Жалобы клиента стали рассматривать как симптом, с которым непосредственно и нужно работать, не углубляясь чрезмерно в анализ лежащих за ними причин.

Цель терапии психотерапевты поведенческой ориентации теперь видят в том, чтобы научить клиентов реагировать на жизненные ситуации так, как бы они этого хотели, и отучить от образцов поведения, доставляющих им неприятные эмоции.

Поскольку именно окружающая среда, создающая (или не создающая) для человека подкрепления, в конечном счете отвечает за появление и укрепление болезненных или деликвентных форм поведения, то именно с бихевиорального анализа(См ниже ) среды имеет смысл начинать терапию, определяя, что именно в этой среде следует изменить, чтобы устранить нежелательное поведение или сформировать новое - желательное. Идея изменения поведения посредством изменения среды подкрепления нашла ряд конкретных применений не только в психотерапевтической, но и в более широкой - общественной и педагогической практике. Существуют целые коммуны - сообщества, учебные, производственные и пенитенциарные учреждения, целиком построенные на принципах бихевиоризма, и неизменно демонстрирующие положительные результаты в том, что касается формирования относительно простых и легко операционализируемых навыков.

отсюда


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
Форум » Специализированная литература » Зоопсихология » Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Владелец питомника: Мухина Ирина Ивановна, г.Санкт-Петербург
телефон: +7 9522421827 e-mail: svartapim@gmail.com