ФОРУМ О БАССЕТАХ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Специализированная литература » Статьи » БИХЕВИОРИЗМ (ИНСТИНКТЫ И СПОСОБНОСТИ)
БИХЕВИОРИЗМ (ИНСТИНКТЫ И СПОСОБНОСТИ)
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:18 | Сообщение # 1
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
БИХЕВИОРИЗМ (ИНСТИНКТЫ И СПОСОБНОСТИ)

Э.Л. Торндайк 

 

[font=Times]ПРИРОЖДЕННЫЕ НАКЛОННОСТИ ВООБЩЕ

[/font][font=Times]То, чем становится человек, зависит от прирожденных его наклонностей столько же, сколько и
от воспитания, которое он получает. Природа и воспитание формируют
человеческий ум и характер. Для того, чтобы оказывать влияние на
человека, воспитание должно считаться с природными силами. Учить детей,
совершенно не принимая во внимание тех инстинктов и тех способностей,
которыми они одарены и которые не зависят от обучения, было бы столь же
безумно, как управлять лодкой независимо от направления ветра или
строить дом, не принимая во внимание данный материал.
 Воспитание должно иногда пробуждать и развивать, прирожденные склонности, иногда сдерживать их, а
чаще всего, руководить ими и направлять их. Так, например, способность к
активному мышлению и к рассуждению следует поощрять; склонность детей
дразнить и драться следует сдерживать, а прирожденным наклонностям к
любопытству и чувству симпатии следует давать полезное направление,
превращать их в привычки к правильному мышлению и к разумным благородным
поступкам. Жажда к знанию имеет цену только потенциальную; жалеть всех,
и все может быть так же дурно, как не жалеть никого.
 

Использование прирожденных наклонностей. В воспитании может быть осуществлена известная экономия, в связи с
использованием естественных наклонностей ребенка для достижения конечных
педагогических целей. Когда мы работаем совместно с природой, а не
против нее, то работа становится легкой и бремя менее тяжелым. Дроби
легко усваиваются при помощи яблок и брусков, а также перочинного ножа и
пилки, потому что этим используется инстинктивная склонность ребенка
сосредоточивать внимание на конкретных предметах и наслаждаться
физическими движениями. Обучение может быть бесполезно или даже вредно,
если не принимать во внимание позднего проявления некоторых инстинктов и
способностей. Богословие в воскресной школе для десятилетних детей или
романы Джен Остин для учеников старших классов средней школы — то же
самое, что капуста для младенцев. Капуста — хорошая пища только тогда,
когда есть возможность переварить ее. Приучать маленьких девочек
обращать внимание на свою одежду и внешность — все равно, что
шестимесячного ребенка учить ходить. Интерес к платьям и внешности
явится в свое время сам по себе точно также, как инстинкт к передвижению
сам по себе проявляется в начале второго года.
 Подобно тому, как преждевременное обучение при позднем проявлении умственных наклонностей
может быть совершенно бесполезно, точно также слишком позднее обучение
может быть бесполезным ввиду того, что некоторые способности имеют
преходящий характер. Гибкость пальцев пианиста, например, может быть
приобретена только в раннем возрасте. Однако, большинство инстинктов и
способностей, важных для воспитания, более устойчивы и если только не
уничтожены дурным обращением, то ссхраьяются во все время школьной жизни
без особого поощрения со стороны учителей. Это относится к инстинкту
активности, соревнования, любопытства, к стремлению к жизни на открытом
воздухе, к спорту и ко многим другим инстинктам.


 Искоренение прирожденных наклонностей. Вредные инстинкты и способности ослабляются или задерживаются отучением (тем,
что им не дают возможности проявляться, не допускают того положения,
которое могло бы их пробудить), заменой (образованием привычки
реагировать на положение иным путем), наказанием. Так, например,
склонность ребенка гоняться за котенком и мучить его может быть
искоренена тем, что ребенку не дают играть с котенком, или тем, что его
рано приучают ласкать и кормить его, или же, наконец, тем, что ребенка
бьют, когда он дергает котенка за хвост или бросает в него камни.
Исключение всякого повода к проявлению наклонностей может быть удобным и
хорошим методом в тех случаях, когда дурные склонности преходящего
характера. Наказание недействительно при очень резко выраженных
инстинктах. Во всяком случае, чтобы привести к желательному результату,
оно должно быть проведено так, чтобы была установлена тесная связь между
неприятным ощущением и дурным поступком (психологически совершенно
правильная мысль нуждается в существенной оговорке: и с психологической,
и с педагогической точек зрения наказание вообще недопустимо в системе
воспитания, потому что наряду с прямым своим действием, иногда
достигающим цели, оно имеет всякий раз неизбежно, по самой природе
своей, и такие не учитываемые наперед результаты, такие побочные
следствия, что, каково бы оно ни было и в чем бы ни заключалось, уже по
одному тому, что оно есть наказание, оно вредно отразится на ребенке и
неизбежно создаст трещину в воспитании. Вероятно, в воспитании будущего
наказание будет устранено вовсе.
[/font]


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:21 | Сообщение # 2
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
[font=Times]В большинстве случаев лучшее средство в руках учителя — это замена.
Привычка заботиться о любимых домашних животных — лучшее средство борьбы
с инстинктом жестокости; разделить класс на две группы и ставить
отметки группам, а не отдельным ученикам, т. е. заменить личное
соревнование групповым, — может быть, лучшее средство борьбы с личным
честолюбием и завистью; лучше дать беспокойному классу ручную работу,
чем бранить его. Некоторые инстинкты, по-видимому, дурные, могут быть связаны с ценным свойством ума или
характера, и, следовательно, их необходимо поощрять и давать им
надлежащие направления. В докучливых вопросах очень маленьких детей
проявляется общий интеллектуальный импульс, являющийся главным залогом
умственного роста; непослушание и заносчивость мальчиков, часто весьма
неудобные в школьной и семейной жизни, в известной степени являются
неизбежными спутниками общего инстинкта независимости и
самостоятельности, появляющихся в юношеском возрасте и совершенно
необходимых для здорового мужчины; некоторая неловкость и недостаток
вежливости могут быть связаны с известной скромностью, которая могла бы
пострадать, если бы была искусственно побеждена.

 Индивидуальные различия. Так как индивиды различны между собой как по природе своей, так и по общей
совокупности инстинктов и способностей, которыми обладают, то учитель
должен принимать во внимание индивидуальную одаренность каждого из своих
учеников точно также, как и общую основу, принадлежащую человеческому
существу. Общая способность реагировать на зрительные стимулы
оправдывает широкое пользование этими стимулами при обучении, но если
мальчик слеп, то тогда то, что правильно вообще, — становится
неприемлемым в этом отдельном случае. Общая потребность в физической
деятельности вызывает необходимость организации творческой работы,
моторного выражения и умелого обращения с предметами, но для тех
немногих детей, которые не обладают этим инстинктом в достаточной
степени, а, наоборот, одарены способностью к отвлеченному мышлению и к
чисто умственной гимнастике, более рекомендуется научное и чисто
интеллектуальное изучение предметов, идей и символов. Многие реакции настроения, а также и реакции действия инстинктивны, например: интересы детей к
животным, интерес в юношестве к другому полу, общее стремление ко всему
новому и общий интерес к приобретению (трудно при современном состоянии
детской психологии указать, что именно в этом "общем интересе к
приобретению" следует отнести за счет инстинкта и что в ней обязано
своим происхождением той социальной обстановке частной собственности,
которая проникает во все поры психики и этики ребенка с самого раннего
возраста. Несомненно, что часть этого интереса имеет именно это причиной
своего возникновения). Эти инстинктивные интересы трудно отделить от инстинктов действия, их всего удобнее обсуждать в
связи с последующими. С точки зрения использования их для обучения,
однако, лучше описать их в связи с интересами вообще в главе
[/font]


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:23 | Сообщение # 3
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Следующие инстинкты имеют особенное значение в школьном воспитании7:
Умственная деятельность — стремление мыслить в том или другом направлении, избегать умственной апатии. Любознательность — особый вид инстинкта умственной деятельности;
стремление к пробуждению мыслей, особенно в виду новых положений. Физическая деятельность — стремление делать что-либо, избегать физического оцепенения.
Деятельность рук — особый вид физической деятельности, стремление
трогать предметы, передвигать их, разбирать по частям, вновь соединять
их и т. д.
 Коллекционирование.

Обладание. Общительность.
 
Соревнование.

 Доброта.

 Драчливость и властолюбие.

 Независимость и задор

(необходимо иметь в виду, что классификация инстинктов, приводимая
здесь автором, едва ли может претендовать на научно-психологическое
значение. Некоторые из названных здесь "инстинктов" представляли собой
сложное соединение многих отдельных и разнообразных реакций, в том числе
не только инстинктивного порядка (доброта и др.); другие, наоборот,
сами составляют, по всей вероятности, только часть более сложных и
широких образований (деятельность рук, властолюбие). Почти во все
названные здесь инстинкты входит таким влиятельным компонентом
социальный фактор, формирующий ребенка, что трудно учесть при нашем
состоянии знаний, каково же значение чисто инстинктивного начала во всех
видах этих реакций, и какая роль должна быть отведена воспитывающему
влиянию среды. Слово "инстинкт" здесь, видимо, следует понимать в том
расширенном и не строго определенном значении, в каком оно часто
употребляется в американской педагогической литературе, обозначая обычно
чрезвычайно рано и неуловимо возникающие группы реакций в конкретных
формах деятельности ребенка (драчливость, коллекционирование и пр.)).

 Умственная деятельность. Инстинкт умственной деятельности, вообще, есть основной источник умственного
развития, на нем, главным образом, основывалось школьное обучение. Не в
пример остальным животным, человек мыслит не только под влиянием
какой-нибудь непосредственной практической нужды, но постоянно или ради
самого удовлетворения, доставляемого процессом мышления, он думает не
только о тех немногих предметах, которые питают, согревают, защищают или
вредят ему, но и обо всем том, что он испытывает. Ум котенка ограничен
восприятием некоторых знаков, звуков и зрительных впечатлений, которые
касаются пищи, охоты, игры, сна и т. д. , и он думает обо всем этом
тогда только, когда это ему нужно. Дитя слушает и следит за всякого рода
предметами и тогда, когда эти предметы не имеют значения для его
телесных нужд. Ибо для человеческого существа умственная жизнь
составляет такую же потребность, как пища или безопасность (для
правильного понимания мысли автора следует принять во внимание, что
здесь речь идет не об изначальной особенности человека, якобы имеющего,
помимо общих животных потребностей в пище и пр., еще какие-то духовные
интересы. Умственная деятельность человека возникла и разделилась,
несомненно, точно тем же самым путем, что и всякая другая, — именно в
борьбе за удовлетворение самых примитивных потребностей. При этом,
борьба эта у человека, очень рано принявшая формы социально
организованной трудовой деятельности, перешла в зависимость от этого в
столь сложные и высокие формы, что так называемая умственная
деятельность, как сложный механизм накопленного социального и личного
опыта, организационных навыков поведения и пр., получила огромное
развитие и видимость самостоятельной потребности, так как связь ее с
непосредственной Деятельностью крайне усложнилась и сделалась часто
почти неприемлемой). Детей нет нужды заставлять думать или учиться. Они ищут мысли так же жадно, как пищи. Только
тогда, когда с умственной деятельностью связано напряжение, однообразие,
она становится нежелательной.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:25 | Сообщение # 4
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
[font=Times]Задача учителя состоит в том, чтобы сохранить силу первоначального импульса к
умственной деятельности, доставляя соответствующее этой деятельности
упражнение, которое сопровождалось бы чувством удовлетворения, а также в
том, чтобы придать случайной, бесформенной детской мысли полезную
рациональную форму.
 Большая часть подражательных игр детей есть ничто иное, как результат этого инстинкта
умственной деятельности. Игры в папу и маму, в лавочника, в автомобиль, в
церковь, в школу и т. д. — все это верный способ вызывать целый ряд
мыслей без направления и утомления. Дети так многому научаются друг от
друга во время этих игр, что это должно было бы быть хорошим уроком для
всякого учителя.
 Физическая деятельность. Инстинкт физической деятельности вообще и специальный вид его —
деятельность рук (инстинкт строительства и инстинкт разрушения — просто
две разные формы одного и того же инстинкта) — есть первоначальный
источник спорта, ремесел и искусств и в детстве является прямым
союзником умственного развития. Подобно тому, как дети думают ради того,
чтобы думать, точно так же они движутся и трогают предметы ради любви к
деятельности и к тем новым мыслям, которые возбуждает эта деятельность.
Собака может иметь дело с очень немногими предметами и может сделаться
охотничьей, сторожевой собакой или носильщиком предметов. Ребенок может
сделать что угодно почти со всеми окружающими предметами и может
сделаться оратором, писателем, плотником, скрипачом или избрать сотни
других занятий.
 Одна из задач школы состоит в том, чтобы те силы, которые заставляют детей бегать, прыгать,
извиваться, танцевать, бороться, толкать друг друга, валить на землю и
т. д., направлять на игры и работу, полезные для тела и души, а те силы,
которые заставляют детей играть с предметами, направлять на искусство и
ремесло, имеющие наибольшую воспитательную ценность.
 Даже там, где действие и обращение с предметами не имеют значения сами по себе, они могут все же
быть ценны, как средство для достижения известных целей в области
моральной или умственной. Мы действуем против природы, когда требуем,
чтобы маленькие дети сидели смирно. Учиться, делая что-нибудь, — значит
учиться при полном содействии инстинкта, привлекать на помощь учению все
инстинкты. А мы все хорошо знаем, что "бес искушает праздные руки".
 До самого последнего времени школы предоставляли семье или ремесленному обучению развитие
инстинкта к физической деятельности и старались подавить его в пользу
исключительного развития умственной деятельности, но с расширением
целей, поставленных школе, в систему воспитания было включено правильное
развитие навыков моторных наряду с навыками умственными, а при
современном нашем понимании значения наклонностей к деятельности у
маленьких детей учитель будет применять те методы, при которых эти
наклонности сделаются для него союзниками, а не врагами.
 

Коллекционирование. Инстинкт коллекционирования представляет поучительный пример того, как
учителя пренебрегают полезными прирожденными силами. Вряд ли из десяти
учителей природоведения один пользуется этим инстинктом, хотя он
является, можно сказать, основным стимулом интереса к естествознанию. Я
смею утверждать, что успехи в преподавании так называемой коммерческой
географии могли бы увеличиться в десять раз только благодаря поощрению
привычки коллекционировать готовые марки, картинки, образцы почв,
земледельческих и промышленных изделий и т. д.
[/font]


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:26 | Сообщение # 5
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline

Драчливость
. Воинственный инстинкт хорошо иллюстрирует превосходство метода замены
над методом наказания в целях подавления какого-нибудь инстинкта. Если
бы, наказывая мальчиков, можно было отучить их драться, то инстинкт этот
сам собой принес бы исцеление, ибо в драке мальчики причиняют друг
другу достаточную боль. Как мы все хорошо знаем, простое наказание —
совершенно недостаточное средство, между тем как замена драки правильным
боксом и борьбой, футболом и другими играми часто дает блестящие
результаты. Нельзя реку Ниагару обратить вспять в озеро Эри и удержать
ее в нем, но можно, построив новые каналы, заставить ее вращать колеса
фабрик на служение человеку. То же часто применимо и к человеческой
природе.

Ошибка пренебрежительного отношения к инстинктам. Учителя часто повторяют две ошибки в своем отношении к инстинктивным
наклонностям, проявляемым детьми. Первая ошибка состоит в
неиспользовании инстинктов как целей и как средств, в желании привить
детям искусственные качества вместо того, чтобы развивать те, которыми
природа уже одарила их; наконец, в стремлении направлять их к знанию и к
добродетели посредством логических аргументов место тех, которые
предоставляет природа в полной мере. При таком отношении учителя
покорный, тихий ученик, всегда выучивающий уроки, является идеалом.
Физически сильные, независимые, общительные и гордые дети, наоборот,
навлекают на себя неудовольствие. Для возбуждения энергии в школьной
работе учитель рассчитывает на слова о значении знания, о требованиях
жизни, на награды и наказания школьного аппарата. Между тем, инстинкты
деятельности, коллекционирования, инстинкт соревнования, приобретения,
господства, любопытства и все инстинктивные интересы рассматриваются как
чисто детские особенности или же совсем игнорируются вследствие
непонимания их значения. Мысль о том, что два самых высших качества человеческой природы, смелость и материнская любовь —
ничто иное, как инстинкты, должна была бы послужить предостережением
против пренебрежительного отношения к прирожденным наклонностям. Что же
касается детского характера этих побуждений, основанных на инстинктах,
то при обучении детей детские побуждения составляют именно то, чем нужно
пользоваться. И школьная практика показывает, что эти инстинктивные
наклонности создают самые сильные побуждения.

Ошибка злоупотребления. Другая ошибка — считать, что природа всегда права, что то, что ребенок
естественно стремится делать, он и должен делать, и позволять ему
поддаваться инстинкту независимо оттого, куда он ведет. Но цели
воспитания требуют от нас чаще того, чтобы направлять природные
наклонности, а не того, чтобы следовать им: инстинкты — прекрасные
слуги, но очень опасные господа. Естественные наклонности являются часто
целями сами по себе, часто полезнейшими средствами и всегда силами,
которые должны быть приняты во внимание, но руководиться только ими при
воспитании означало бы возвращение к первобытному состоянию. Проявление отношений к естественным наклонностям было установлено в начале этой главы. Ономожет быть кратко охарактеризовано следующими двумя цитатами.

"Поэтому всегда, прошу вас, относитесь с уважением к первоначальной реакции даже
тогда, когда вы стараетесь нарушить ее связь с известными предметами и
заменить эту связь другой, которую вы желаете сделать
правилом".(Джемс,"Беседы с учителями".) "Отсюда легко понятное удивление банальными советами: "Доверяйте инстинктам ваших детей".
Конечно, мы должны изучать их инстинкты и следить за ними и оберегать
их. В них, как мы установили, скрыты ваши возможности. Но не будем
доверять им, ибо это значило бы забывать, что единственный инстинкт,
которому мы действительно можем доверять, — это подвергнувшийся
воспитанию инстинкт, который мы называем добродетельным". (Мак-Кэнн)


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:31 | Сообщение # 6
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
 [font=Times][/font]СПОСОБНОСТИ
 Основные способности человека следующие: способность впечатлительности, т. е. способность к чувствительности различных органов чувств; выражения, т. е. способность возбуждать движения разумных моторных органов; связи — способность образовать привычки; отбора — способность поддерживать и усиливать один умственный процесс предпочтительно перед другими; анализа — способность разложить явление на составные части, мыслить об отдельных частях и сторонах его и реагировать на них. Проявляясь в реальной человеческой жизни, эти основные способности превращаются во многие
разнообразные виды специальных способностей в зависимости: 1) от рода воспринимаемого стимула или рода переживания связанного, выбранного или
анализированного (например, память на слова, математическое мышление,
видение красок) или 2) от соединения способности с интересом (например, честность, ловкость в выполнении,
сдержанность). Кроме того, наши обычные названия, обозначающие
способности, часто относятся к целому комплексу разумных способностей,
которые совместно дают важные фактические результаты (например,
способность к предводительствованию, ученость, деловитость). Ниже перечислены некоторые из конкретных специальных способностей, с которыми в школе и приходится особенно иметь дело:

Уменье обращаться с предметами.
Уменье общаться с людьми.
Уменье обращаться с конкретными представлениями.
Уменье обращаться с отвлеченными представлениями и символами.
Самообладание.

Энергия.
Точность.
Добросовестность.
Оригинальность.
Способность к сотрудничеству.
Способность к предводительствованию.
Самоотверженность.
Самоуверенность.
Утонченность.
Симпатия.

Способности (нужно оговорить, что под словом "способность" автор не подразумевает никаких
особых качеств или свойств, или частей вашей психики, поведения и
организма, а только известные сложившиеся группы навыки реакций,
установившиеся способы поведения, известным образом вырабатывавшиеся
механизмы деятельности и умений, организованный опыт. Причем на самое
перечисление способностей, приведенное здесь, приходится смотреть не как
на научную классификацию, а как на вспомогательное описание и на
группировку, сделанную часто по разным принципам, наиболее разных форм
такого организованного детского опыта), связанные с ощущениями и
движениями, имеют в высшей степени важное значение в школьной жизни, но
принципам обучения касающимся их, было уделено достаточно внимания в
главе II.

Специальные способности, связанные с предметами,
преподаваемыми в специальных школах, здесь не упоминаются, так как
внимательный читатель, изучающий проблемы преподавания, вряд ли упустит
их из вида, а также потому, что список их был бы слишком велик.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:38 | Сообщение # 7
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
[font=Times][/font] Ошибка односторонности. Предметы обучения в том виде, в каком они обычно преподаются в школе:
чтение, письмо, арифметика, устное и письменное изложение, грамматика,
теория словесности, теория литературы, география, естествоведение,
история, алгебра, геометрия и тригонометрия, иностранные языки и
специальные предметы, — все они дают повод для упражнения одной
способности: умения оперировать с представлениями. Ручной труд и
лабораторные занятия по естествоведению представляют некоторую
возможность научиться оперировать с вещами, но для того, чтобы научиться
обращаться с людьми, школа не дает или почти не дает поводов. Как
современная школьная программа, так и методы обучения, скорей, ставят в
невыгодное положение учеников, одаренных способностью владеть
материалами и орудиями, и также тех, кто умеет обращаться с людьми и
пользоваться ими. Кроме того, одной стороне умственной способности, именно способности к отвлеченному и
символическому мышлению, предоставляется гораздо больше возможностей для
развития. Математика и грамматика, преподаваемые в начальной школе, а
также математика и языки в средней школе даются легко и воспринимаются с
интересом учениками, поскольку они способны оперировать с общими и
отвлеченными мыслями и их символами. Но школа часто очень неподходящее, а
иногда совершенно бесполезное место для ученика, одаренного
способностью к конкретному мышлению, для девушки, которая может писать
стихи, но не умеет сделать грамматического или синтаксического разбора,
или для юноши, который может рассказать о торговой сделке, но не может
передать правил решения задач о прибыли и убытке. Школа — рай для
отвлеченно мыслящего ученика, для мальчика или девочки, оперирующих
десятками и дюжинами, иксами и игреками, параллелями и перпендикулярами,
химическими формулами, долготой и широтой, условиями, противоречивыми
фактами и т. д. Учитель большей частью принадлежит к типу тех людей, которым удается именно этого рода мышление
и которые симпатизируют ему, но он может даже с пренебрежением
относиться к умственным способностям тех, у кого их недостаточно. "Из
вашего сына выйдет прекрасный механик или лавочник, но он не годится для
средней школы", — однажды сказал такой учитель. На это следовало бы ответить: "Ваша школа, в таком случае, очень хороша для одного рода детей и совершенно непригодна для большинства". Правда, что именно способностью к отвлеченному мышлению человеческий разум больше всего
отличается от разума животного, что эта способность более всего имела
значение в общем прогрессе человечества, и что всякая наука и искусство
требуют все более и более отвлеченного и символического мышления по мере
того, как они развиваются. Правда и то, что эта способность, не будучи
систематически развита, может оставаться совершенно непроявленной, между
тем как требования реальной жизни могут в достаточной мере развить
умение справляться с конкретными фактами. Тем не менее, школа должна
быть для всех, а не только для тех немногих, кто одарен этой
способностью в большей степени; и та, школьная система, которая ставит
себе целью служить наибольшему благу большинства, введет программы,
пригодные для конкретно мыслящих учеников и практиков. А умный учитель,
кроме того, найдет возможность и пути использовать и развить эти
способности, какова бы ни была программа.

Ошибка пренебрежения. В школьной жизни часто пренебрегают такими свойствами, как
оригинальность, уверенность в себе, товарищеское чувство и способность к
предводительству. Оригинальность — очень редкое качество, и учитель,
придерживаясь методов, пригодных для большинства, легко может подавить
его. Самоуверенность часто бывает связана любовью к противоречию и
неподчинением правилам и требованиям; осложнения, возникающие от этого
для учителя, часто заставляют его предпочитать слабых и послушных
учеников. Необходимость постоянно разучивать определенные уроки в
учебниках обычного типа зачастую усугубляет эту ошибку учителя.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:47 | Сообщение # 8
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Способность к предводительству и к сотрудничеству в школе большей частью проявляется совместно для шалостей в школе, для игр вне школы, но традиционный школьный идеал, рассматривающий класс как войсковую часть, единственным начальником которой является учитель, как крестьянство, подвластное царю, или же как группу добровольных последователей любимого предводителя, привел к уничтожению многих возможностей для развития этих свойств.

Индивидуальные способности. Индивиды отличаются друг от друга по степени некоторых способностей еще больше, чем по силе разумных инстинктов. Человек — разумное животное, но разница между людьми громадна, — все расстояние от идиота до Аристотеля. Различия, которые так заметны по отношению к музыкальным способностям, к памяти или способности к предво-дительствованию, существуют и во всех способностях. Природа одаряет каждого известным капиталом; воспитание должно выявить, в чем этот капитал заключается, и наилучшим способом использовать его. От двух детей в том же классе нельзя ожидать одинаковых успехов. Одни дети будут оказывать успехи в каком-нибудь предмете, как бы плохо ни было преподавание, другие не окажут никаких успехов, как бы хорошо оно ни было. Наличность способностей создает возможности для образования, а сила их ставит предел этому образованию.

Зти индивидуальные различия усматриваются еще специализацией способностей. Мальчик, отличающийся от своих товарищей преобладанием способности оперировать с цифрами, может в то же время обнаружить недостаточные способности к оперированию с грамматическими формами. Особенно острый наблюдатель птиц может быть очень плохим наблюдателем орфографии. Природа снабжает человека множеством специальных талантов, одними из этих талантов он может быть одарен в большей степени, другими — в малой. Учитель обучает не блестящих, средних или тупых учеников, а группу индивидов, из которых каждый одарен в разных степенях различными способностями к разнообразным предметам или разным сторонам одного и того же предмета. Правда, часто замечается довольно значительное соотношение между многими способностями, так как наличность некоторых способностей является отчасти порукой за наличность многих других. Но только отчасти: высокая степень одаренности одной способностью редко может быть порукой за такую же степень одаренности другими. Редко встречается ученик, равно высоко одаренный во всех областях. Редко учителю приходится терпеть ученика, не успевающего ни в чем.

Поэтому ненаучно и несправедливо со стороны учителя пренебрегать учеником, который проявил неспособность к чтению первоначального обучения или письму в младшем классе. В девяти случаях из десяти ученик может хорошо научиться чему-нибудь другому. Предписывать всем одно и то же — в лучшем случае неизбежное зло. Ставить переход из класса в класс в зависимость от какого-нибудь одного предмета —значит задерживать продвижение многих учеников, одаренных выше среднего.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:48 | Сообщение # 9
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
ИТОГИ

То, чем становится человек, благодаря воспитанию, зависит от того, что он есть по природе. Обучать — значит использовать естественные наклонности для идеальных целей. Первое условие реакции со стороны ученика — это тот запас инстинктов и способностей, которыми он одарен от природы; первое условие обучения — это считаться с этими инстинктами и принимать их во внимание. Хорошее преподавание никогда не подавляет ценных инстинктов или способностей; оно отбирает и усиливает хорошие инстинкты и способности, доставляя им упражнение, которое сопровождается чувством удовлетворения; оно уничтожает или ослабляет дурные инстинкты, отучая от одних, заменяя одни другими, а иногда подавляя их; оно сберегает усилия, не обучая слишком рано тому, чему придет свое время, в случае запоздавшего проявления какой-нибудь склонности, и не пытаясь бороться с тем, что пройдет само собой. Хорошее преподавание так организует работу в школе, чтобы могло быть использовано множество способностей, и чтобы инстинктивная деятельность и интересы могли бы содействовать умственному и нравственному процессу. Хорошее преподавание считается со значительными индивидуальными развитиями в природе человека и применяется к ним.

 . УПРАЖНЕНИЯ

1. Какие из упомянутых ниже наклонностей школьная жизнь (автор разумеет здесь американскую школу и ее критику. Упражнение может, быть выполнено русским читателем в применении к старой, переходной и новой школе) преувеличенно развивает? Какими она часто пренебрегает?

Эстетический вкус.

Наклонность к созидательной деятельности.

Способность к сотрудничеству.

Смелость.

Тщеславие.

Зависть.

Подражательность.

Память.

Самоуверенность.

2. Грешит ли современное обучение чтению или письму тем, что оно преждевременно опирается на наклонности, еще не обнаружившиеся, или же, наоборот, тем, что слишком поздно рассчитывает на преходящие инстинкты?

3. Как бы вы объяснили тот факт, что из группы лиц, которым был поставлен вопрос, что они больше всего любили, когда были детьми в школе, большинство ответило бы: "раздавание карандашей", "исполнение поручений" и т. п. ?

4. Какие инстинкты останутся невыявленными в девушке, которой не приходилось заботиться о маленьких детях, и в мальчике, выросшем в одиночестве?

5. Назовите примеры разумного использования или мудрого направления каждого из упомянутых ниже инстинктов и способностей.

Инстинкт манипулирования.

Инстинкт жизни на открытом воздухе.

Инстинкт привязанности.

Инстинкт обладания.

Наклонность к драматизации или перевоплощаемости.

Способность к механической памяти.

» » запоминанию фактов.

» » рисованию.

» » творческому воображению.

» » наблюдательности.

» » предводительству.

6. Назовите два или больше русла, по которым можно было бы с пользой направить энергию инстинкта охоты.

7. Назовите пять или шесть импульсов, которые вызывают бродяжничество. Которые из них зависят от инстинктивных наклонностей?

8. Каким образом превратить инстинкт бродяжничества — наклонность к странствованию и исследованию — в инстинкт, полезный для школы?

9. Назовите инстинкт, особенно содействующий изучению природоведения.

10. Назовите инстинкт, особенно содействующий обучению ручному труду.

11. Как подействует на инстинктивное любопытство ребенка привлечение его внимания таким вопросом: "Как ты думаешь, что я теперь буду делать?", после чего не последует ничего нового или интересного? •

12. Кем бы вы предпочли быть и почему: ребенком, который ставит такие вопросы, как: "Где были скалы прежде, чем они вылезли из земли?" или: "Что делает дождик, когда он не падает?", или же учителем, который смеется над ребенком за эти вопросы?

13. Приведите примеры детских вопросов, которые обнаружили бы глупость и подтвердили бы мнение Бена, что "детское любопытство вовсе не непосредственное и неискреннее. Часто оно бывает только эгоизмом, желанием доставить беспокойство или привлечь к себе внимание. Вопросы ставятся не для того, чтобы получать на них ответы, но из любви к возбуждению".

14. Приведите примеры детских вопросов, доказывающих противоположное.

15. Приведите примеры использования инстинкта общей физической деятельности:

а) в интересах преподавания географии;

б) в интересах преподавания истории.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:49 | Сообщение # 10
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
16. Для того, чтобы искоренить зависть, ревность и обманы, вызываемые соревнованием при системе отметок, один учитель совершенно искоренил эту систему; другой разделил класс на две группы и ставил отметки только этим двум группам; третий произнес речь о том, как дурно завидовать, и стал применять строгие правила против обманов. Какая из этих трех мер, по вашему мнению, оказала лучшее и наиболее предпочтительное влияние на личное соревнование между учениками? Как бы вы определили каждый из этих трех методов?

17. Назовите две способности, которые развивает обычно подготовительный к высшей школе курс средней школы; две, которыми он пренебрегает.

18. С точки зрения инстинктов и способностей, какое преимущество для воспитания юношей от шестнадцати до двадцати двух лет последовало бы из того, если бы они должны были хотя частично поддерживать себя своим заработком?

19. Вставьте подходящие слова в следующую фразу: "Наиболее часто встречающаяся ошибка в преподавании по отношению к умственным способностям — прибегать к. . . вместо сообразительности, к подражанию вместо... "

20. Какая способность особенно развивается при изучении геометрии? При изучении естествоведения?

21. Сравните физическую географию с коммерческой по отношению к тем инстинктам и способностям, которые вызывают эти предметы.

22. Сравните с той же точки зрения историю смены правительств с историей войн и с историей изменений в социальной и промышленной жизни.

23. Сравните в обучении арифметики работу счета с работой при решении задач.

24. Назовите три меры, которые содействуют развитию чувства сотрудничества; три, которые мало или совсем не содействуют развитию этого чувства.

25. Какие способности развиваются раньше: музыкальный талант, литературный или деловые способности?

26. Назовите два вопроса об инстинктах и способностях, которые учитель мог бы исследовать в своем классе.

27. Какие вопросы об инстинктах и способностях, не выясненные в этой главе, интересовали бы вас?

28. Объясните или иллюстрируйте примером каждую из следующих цитат:

"Разрушительные наклонности являются, вероятно, только видоизмененной формой созидательных".

"Воспитание обнаруживает неравенство, за которое оно не ответственно".

"В человеке даже в пределах одного и того же инстинкта существуют возможности и совершенно различные развития".

"Воспитание должно одновременно быть возбуждающим и сдерживающим фактором".

29. Какие из следующих ниже положений правильны, какие ложны, какие отчасти правильны и отчасти ложны? Защитите свою точку зрения по поводу каждого положения:

"Неудержимая сила жизни в детях должна быть использована как главный двигатель в воспитании".

"Люди при рождении по природе добры".

"Греховная природа одарила наших детей семь раз семью бесами".

"Ничто не может быть так неправильно, как говорить ребенку, что он никогда не должен драться".

"Ребенок определенно и верно ищет того, что для него само по себе лучше, и причем в форме, вполне соответствующей его положению".

"Знание должно считаться пищей для ума".

"Знание должно быть гимнастикой для ума".

"Большинство детей вступает в школу с умом, жаждущим знаний".

"Нам следует изучать план природы и стараться помогать ей, а не идти против нее. Ибо природа должна быть права. Нет высшего критерия".

"Поэтому инстинктам, которыми обладает каждое дитя, хотя бы в различной форме должно быть дано достойное направление. Не подавление, но великодушный контроль".


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Среда, 03.04.2013, 17:50 | Сообщение # 11
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
. САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Четыре последних параграфа должны были с очевидностью доказать, что результат воспитания зависит столько же от природы воспитываемого индивида, сколько от характера того воспитательного воздействия, которому он подвергается. Внешнее воздействие в форме слов и действий со стороны учителя, уроки, воспринимаемые из учебников и т. д., — все это содействует внутренней деятельности инстинктов, способностей и индивидуальных качеств ученика. В конечном итоге воспитывает учеников то, что они сами делают, а не то, что делает учитель; важно не то, что мы делаем, а то, что они получают; только через свою самодеятельность они изменяются.

Не следует думать, что воспитание есть обработка вполне пластического материала, что оно может наполнять пустые головы или же создать новые силы; нужно понимать, что оно, скорее, должно создавать условия для физически и нравственно здоровой жизни, для создания стимулов, вызывающих желательные формы умственной, эмоциональной и моторной энергии, и средств к направлению этой энергии, с целью искоренения дурных и мелочных ее сторон и усиления полезных ее форм.

Эту точку зрения можно обозначить таким общим термином, как учение о самодеятельности. Вкратце это учение может быть формулировано так: по существу ничто не имеет значения, кроме того, что вызывает реакцию в самом ученике; дело учителя — поощрять здоровую жизнь, пробуждать умственную деятельность, выбирая лучшие ее формы.

Однако если учитель и должен воспитывать ученика, вызывая его самодеятельность, это еще не значит, что все, что делает ученик по собственному почину, все это хорошо. Учитель постоянно должен поощрять некоторые поступки и предотвращать другие. Кроме того, понятие о самодеятельности включает не только такие очевидно активные реакции, как открытие фактов без всякой посторонней помощи, приобретение новых форм деятельности, самостоятельная разработка аргументов. Учиться при помощи подражательности и разучивания на память — тоже своего Рода деятельность, хотя не столь ярко выраженная, как деятельность при оригинальном открытии. В воспитании и этим приемам принадлежит известное место, правда, менее почетное.

Менее всего следует смешивать самодеятельность с физической деятельностью или считать, что реакция выражается только в грубых физических движениях. Ребенок, который тихо сидит, поглощенный процессом решения задачи, гораздо более деятелен и деятелен в лучшем смысле, чем его сосед, который прыгает на месте от радости, что получил ответ на задачу. Работа мысли действительно часто связана с прекращением всякого физического движения(это замечание касается более общего психологического и педагогического принципа однополюсной траты энергии, выдвинутого в русской научной литературе и формулируемого так: "Мыслительная деятельность и внешнее проявление движений находятся в обратном отношении друг к другу: чем более усложняется и становится напряженным мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внешнее выявление движения". Энергия как бы имеет тенденцию к затрате то на одном, то на другом полюсе нашей нервной системы: либо в центральных процессах, либо в периферических процессах рабочих органов. Отсюда чрезвычайно важный педагогической вывод для трудового воспитания: синтез теории и практики, умственного и физического труда не их одновременным слиянием воедино, а планомерным и последовательным переходом от одного к другому).

Наконец, деятельность может заключаться столько же в подавлении, сколько в проявлении мыслей, чувств и движений.

В классе начальной школы, в котором дети спокойно играют или деловито переходят с одного места на другое, может быть больше настоящей деятельности, чем в таком, где дети поднимают руки, непрерывно ставя вопросы или делая комментарии. Правда, первый случай может обозначать и отсутствие интереса и какой бы то ни было работы, но он может также обозначать и преобладание интереса, мысли и работы плюс задержку бесцельных их проявлений. Не надо забывать того, что недопущение глупой, несуразной мысли есть самая сущность рассуждения; что самое существенное качество характера состоит в том, чтобы не следовать дурному импульсу, а самое существенное условие ловкости — не делать бесцельного и грубого движения. Успех, главным образом, состоит в избегании ошибок. То, что достигает человек, зависит от того, какие импульсы он побуждает и какими пренебрегает. Мы представляем собой то, что мы на самом деле есть, поскольку мы не то, что мы есть, т. е. поскольку мы не позволяем себе стать таковыми. В задержке столько же деятельности, сколько в побуждении.

Под заголовком "Самодеятельность" в педагогических книгах много писалось о значении опытов, производимых самим учеником, по сравнению со знаниями, сообщаемыми учителем, о так называемых развивающих методах, по сравнению с запоминанием готовых выводов, и о рассуждении, по сравнению с заучиванием наизусть. Этот и аналогичные вопросы, однако, удобнее рассматривать в связи со специальной темой "Суждение" в главе X.

ИТОГИ

Природа ученика — так же, как и характер стимула, определяет его реакцию. Возбудить ответные реакции, направить их и произвести из них выбор — дело учителя. Реакции восприятия, поглощения, запоминания, подражания и т. д. полезны, хотя менее ценны, чем реакции обдумывания, рассуждения или приобретения. Деятельность недопущения, задержки и контроля еще важней, чем деятельность возбуждения. v -


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
Форум » Специализированная литература » Статьи » БИХЕВИОРИЗМ (ИНСТИНКТЫ И СПОСОБНОСТИ)
Страница 1 из 11
Поиск:



Владелец питомника: Мухина Ирина Ивановна, г.Санкт-Петербург
телефон: +7 9522421827 e-mail: svartapim@gmail.com