ФОРУМ О БАССЕТАХ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Специализированная литература » Статьи » Ничто человеческое им не чуждо (А. Казанцева)
Ничто человеческое им не чуждо
SvartaДата: Понедельник, 03.09.2012, 12:50 | Сообщение # 1
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Ничто человеческое им не чуждо


А. Казанцева


В октябре 2010 года в интернете появился научно-популярный портал Антропогенез.ру. Его автор, Александр Соколов, преподаватель PR в Институте телевидения, бизнеса и дизайна, смог привлечь к созданию портала практически всех активно работающих в России антропологов. Вскоре стало понятно, что новый сайт – это не только просветительский проект, но и площадка для общения учёных. В прошедшее воскресенье, 19 декабря, антропологи наконец-то решили «развиртуализоваться» – в Дарвиновском музее прошло первое заседание клуба «Антропогенез.ру».

Кроме антропологов, на заседании присутствовали и журналисты. Наверное, именно ради них была выбрана неожиданная тема: «Грань между человеком и животным – мнение экспертов». Дело в том, что профессионалы практически отказались от попыток найти эту границу, поскольку хорошо понимают, что её можно проводить где угодно и она никогда не будет однозначной.
Граница по орудиям

В докладе, посвящённом истории поисков границы между человеком и животным, Виталий Харитонов, заведующий лабораторией антропогенеза НИИ антропологии, отметил, что в тридцатых годах прошлого века этот вопрос казался несложным: кто может изготовить орудие – тот и человек.

Довольно скоро выяснилось, что шимпанзе тоже неплохо справляются с этой задачей. Как напомнила собравшимся Марина Бутовская, заведующая сектором этологии человека в Институте этнологии и антропологии и профессор Центра социальной антропологии РГГУ, у шимпанзе в природе существует сложная орудийная культура. Некоторые группы обезьян умеют очищать ветки от листьев, чтобы выуживать термитов из гнёзд, некоторые дополнительно измочаливают кончик ветки. Другие группы особым образом раскалывают орехи, кто-то делает из жёванных листьев губки и достаёт ими воду из углублений. Описаны даже шимпанзе, изготовляющие заострённые копья для охоты на низших обезьян. Важно, что спектр используемых навыков отличается в разных популяциях обезьян, то есть животные не изобретают технологию каждый раз заново, а учатся у своих сородичей. В лабораторных условиях орудийная деятельность шимпанзе ещё более многообразна. Чтобы добыть лакомство, обезьяны тушат огонь, строят пирамиды из ящиков, сгибают из проволоки крючки – самостоятельно придумывают решение для любой задачи, которую ставят перед ними исследователи.

Тогда границу отодвинули: человек – это тот, кто может изготовить орудие при помощи другого орудия. Шимпанзе, по-видимому, действительно не делают этого без специального обучения в лаборатории, а вот олдувайская культура – расколотые гальки, появившиеся около 2,6 миллиона лет назад, – подпадает под этот критерий.

Но трудность ещё и в том, что изготовление орудий не всегда можно с уверенностью подтвердить палеонтологическими методами. Если учёные находят кости обезьяночеловека и обтёсанные камни – можно предположить, что этот человек изготовил орудие. Но с тем же успехом можно выдвинуть гипотезу, что эта обезьяна – жертва охотника, убившего её при помощи орудия, а сам он, покинувший эту стоянку, относился к какой-то другой линии гоминид.

Иногда орудия находятся, а ничьих костей поблизости нет. Бывает и наоборот: есть кости, но рядом нет орудий. Конечно, по строению черепа и кисти, если их удалось найти, можно делать определённые предположения о том, могло ли это существо работать над изготовлением орудий. Правда, строение черепа позволяет многое сказать о размере и форме мозга, но не о его внутренних структурных особенностях. Обладая мозгом в 750 см3 (именно эту цифру рассматривают как «мозговой Рубикон» – границу между обезьяной и человеком), можно быть и человеком, и животным. Важные отличия связаны с объёмом складок коры, соотношением белого и серого вещества, количеством синаптических связей между нейронами и со многими другими особенностями, которые трудно или вовсе невозможно воссоздать по палеонтологической летописи.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 03.09.2012, 12:50 | Сообщение # 2
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Анатомическая граница

Зато палеонтологическая летопись позволяет проследить за тем, как менялась анатомия предков человека. Обзор данных по этой проблеме Станислав Дробышевский, сотрудник кафедры антропологии биологического факультета МГУ, начинает с того, что никакого резкого перехода от обезьяны к человеку не существует: далеко не для всех морфологических признаков можно провести грань «не то что между человеческим и обезьяньим, а даже между человеческим и нечеловеческим». С точки зрения анатомии, человек слишком мало отличается от животных. Когда палеонтолог находит маленький фрагмент кости, он не всегда может даже быть уверенным в том, что эта кость принадлежит именно нашему предку, а не орангутангу или носорогу. А как выяснить, кому из предков принадлежит скелет, если отличались они формой челюсти, а на раскопках нашлась коленная чашечка? Проследить историю изменения анатомии наших предков, впрочем, в общих чертах удалось, потому что за последние полтора века была проделана огромная работа по накоплению и обработке разрозненных данных.

Уже 5,5–6 миллионов лет назад у предка человека изменяется строение свода стопы, а вслед за ним – и строение тазовых костей. Ардипитеки уже были способны к прямохождению, хотя ещё не обладали ни развитым мозгом, ни приспособленной для тонких движений кистью – у этой группы появляются только отдельные человеческие особенности строения фаланг.

Следующая крупная группа – австралопитеки – разделяется на несколько родов с разным сочетанием человеческих и обезьяньих черт. У грацильных австралопитеков, живших в промежутке с 4 до 2,5 миллиона лет назад, уже вполне человеческий пояс нижних конечностей, у них начинает изменяться строение черепа: в частности, происходит уплощение лицевого отдела.

У первого существа, отнесённого к роду Homo – человека умелого, появившегося около 2,5 миллиона лет назад, – ещё сохраняется много обезьяньих признаков. Но на этом этапе исчезают гребни для прикрепления жевательной мускулатуры, начинается процесс интенсивного увеличения мозга, и выглядят они уже почти как мы, разве что, видимо, шерсть утратили позже. Дальше эволюция рода – в первую очередь, увеличение мозга – пойдёт очень быстро, и всего за два миллиона лет человечество овладеет огнём, охотой, скотоводством, строительством домов, письменностью и другими ценными вещами.

Но вот изучать человечество, не владеющее письменностью, довольно сложно. Одна из основных проблем – высокая полиморфность, свойственная нашей эволюционной линии. Современные люди очень сильно отличаются друг от друга по многим анатомическим характеристикам, в том числе по размеру мозга, и вполне вероятно, что у наших предков ситуация была сходной. Это значит, что палеонтолог никогда не может быть в точности уверен в том, является ли найденное им существо типичным представителем вида, большое ли оно или, напротив, слишком маленькое. Для того чтобы описывать отличия одной формы древнего человека от другой, необходимо найти много костей, чтобы иметь материал для статистического анализа. В любом случае, понятно, что никаких резких границ между видами не существует, и вопрос «где заканчивается обезьяна и начинается человек» палеонтологи считают довольно бессмысленным.


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
SvartaДата: Понедельник, 03.09.2012, 12:51 | Сообщение # 3
Бессмертный
Группа: Администраторы
Сообщений: 7824
Репутация: 14
Статус: Offline
Граница по языку

В науке не существует единого мнения о том, когда у человека возникла речь: она не сохраняется в палеонтологической летописи. Судить о коммуникации предков человека можно только по косвенным признакам: например, сохраняются погребения, свидетельствующие о сложной культуре. По скелетам можно проследить развитие речевых центров мозга и изменение строения гортани. Есть также надежда, что расшифровка геномов древних людей позволит понять, когда возникли предпосылки к речи, такие как мутация гена FOXP2. Но получится ли выяснить, в какой момент возникла речь, какой мы её знаем?

Лингвист Светлана Бурлак с филологического факультета МГУ считает, что и здесь бессмысленно пытаться искать границу. Она напоминает, что отдельные компоненты речевого общения есть и у животных: многие из них используют разные вокализации для выражения эмоций. Мартышки верветки обладают специальными сигналами для разных хищников: на крик, означающий «орёл!», стая прячется под деревьями, а на крик «леопард!» – на деревьях. Человекообразных обезьян в лабораторных условиях удавалось научить использовать сотни символов.

Не во всех, но во многих случаях для понимания филогенеза, или развития вида, полезно обратиться к онтогенезу – индивидуальному развитию. Ребёнок не учится говорить за один день. С самого рождения он использует эмоционально окрашенные звуки для установления контакта со взрослыми. Эти звуки становятся всё более сложными и разнообразными и с какого-то неопределённого момента, через несколько лет, могут называться человеческой речью.

Вероятнее всего, усложнение звуковой коммуникации у предков человека также происходило постепенно. Обезьяны используют для общения несколько десятков жестов, звуков и поз, наделённых эмоциональной окраской и предназначенных для дружеского общения, проявления агрессии, умиротворения подчинённых и т.д. Видимо, у наших предков возникали новые сигналы для новых социальных ситуаций, и часть из них приобретала статус абстракций, то есть настоящих слов. А границу между речью и не-речью, как и между человеком и другими животными, можно проводить там, где это необходимо в целях конкретного исследования.

В конце концов, сама постановка вопроса – «проблема грани между животным и человеком» – некорректна. Как отметил в конце заседания Александр Зубов, профессор Института этнологии и антропологии, это то же самое, что и «проблема грани между собакой и овчаркой». Хотя никто не отрицает, что овчарка – это прекрасная и очень умная собака.

отсюда


Друг это тот , кто все про тебя знает , и все равно любит .

ВСЕ ЧТО ГОВОРЯТ ОБО МНЕ ЗА МОЕЙ СПИНОЙ, СЛУШАЕТ ТОЛЬКО МОЯ ЖОПА.......!!!!!!! Ф. Раневская
 
Форум » Специализированная литература » Статьи » Ничто человеческое им не чуждо (А. Казанцева)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:



Владелец питомника: Мухина Ирина Ивановна, г.Санкт-Петербург
телефон: +7 9522421827 e-mail: svartapim@gmail.com